ШКОЛЬНЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА (ШКОЛЬНЫЙ ОМБУДСМЕН).
Дата начала полномочий - 29.11.2021г.
Дата окончания полномочий - 29.11.2023 г.
Миндолина Елена Ивановна
Ребенок ввиду его физической
и умственной незрелости
нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту»
Из Декларации прав ребенка 1989 г.
Уважаемые ребята и родители!
В нашей школе работает омбудсмен или уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному омбудсмену. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.
Уполномоченный в школе — это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.
Приоритетным направлением деятельности
Уполномоченного является защита прав детей.
Институт Уполномоченного по правам участников образовательного процесса появился в РФ в 90 годах. Во многих школах появились Уполномоченные или омбудсмены. Это понятие пришло из Швеции.
Омбудсмен – неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.
Основной девиз омбудсмена – «не навреди». Жалобы не должны быть источником напряженности в школьном коллективе, орудием, с помощью которого можно сводить счеты или порочить репутацию людей. Деятельность омбудсмена не предполагает каких-то карательных мер в отношении участников конфликта. Вся деятельность омбудсмена направлена на усиление гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановление нарушенных прав. Приоритетным в деятельности омбудсмена является защита прав несовершеннолетних.
Основная задача – профилактика возникновения конфликтной ситуации и нормализация психологического климата в коллективе.
Основная работа омбудсмена – рассмотрение обращений или жалоб участников образовательного процесса. Возможность помочь каждому участнику образовательной среды – понимать и строить отношения друг с другом с позиции уважения и безусловно признания прав каждого независимо от его статуса – ученик он, родитель или учитель.
1. Омбудсмен в школе:
- Неофициальное лицо;
- Разбирает возникшие конфликтные ситуации;
- Отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, родителей, учителей;
- Занимается правовой защитой и воспитанием.
2.Чем может помочь детский Уполномоченный:
- Оказывает содействие ребенку в восстановлении и защите его нарушенных прав;
- Действует, руководствуясь законом и по собственной инициативе;
- Получает всю информацию о нарушениях прав ребенка;
- Запрашивает соответствующие органы о случаях нарушения прав и требует принятия мер по восстановлению прав.
3. Кто такой омбудсмен?
- Впервые появился в Швеции — омбудсмен (омбудсман) = уполномоченный по правам человек, защитник народа, посредник между чиновниками и народом;
- Избирается органом государственной власти;
- Независим; принимает меры по восстановлению прав человека.
4. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в России
- Должность учреждена Конституцией РФ 1993 года;
- Институт уполномоченного по правам ребенка сформирован в 1998 году.
5. Цель работы в школе:
- Формирование правового пространства в образовательных учреждениях;
- Обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса: ученик, родитель, учитель, воспитатель, администрация;
- Разрешение конфликтных ситуаций в учреждении с участниками образовательного процесса.
6. К кому обратиться:
- Сайт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова http://www.rfdeti.ru/
- Сайт уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области Черкасова Ирина Александровна http://rostov.rfdeti.ru/