МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ

МБОУ гимназии №12 г.Донецка

 

Одним из приоритетных направлений в работе  МБОУ гимназии №12 г.Донецка является охрана здоровья обучающихся. Учитывая, что гимназия  является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, то и медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано в каждой школе (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189). 

В ситуации, когда нужна медицинская помощь, учитель отправляет ребенка к медсестре.

Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьной медицинской сестры и врача:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них " № 1346н.

3. Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189.

5. Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждения (утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2008 г. № 207 -ВС).

Приходя в школу, ребенок должен пройти предварительный медицинский осмотр. По результатам осмотра при поступлении в образовательную организацию определяется соответствие требований к обучению поступающего в школу. На основании предварительного осмотра врач определяет группу здоровья несовершеннолетнего, группу для занятий физкультурой, оформляет медицинскую карту ребенка, поступающего в образовательное учреждение. Медицинская карта ребенка для образовательного учреждения оформляется в 1 экземпляре и выдается родителю/законному представителю (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них» № 1346н.).

В целях охраны здоровья обучающегося образовательное учреждение создает условия для:

  • оказания первой медико-санитарной помощи;
  • прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
  • безопасного пребывания в образовательной организации;
  • профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
  • проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

Комплексное медицинское обслуживание гимназии выполняет филиал детской поликлиники.

Гимназия  предоставляет помещение медицинской организации, для осуществления деятельности  медицинской сестры.

Контроль за организацией прохождения медицинских осмотров осуществляет  администрация школы, медицинский работник и классные руководители.

Все сотрудники МБОУ гимназии №12 г.Донецка ежегодно проходят диспансеризацию.

Обучающиеся, не прошедшие медицинский осмотр  в установленные сроки, обследуются в течении учебного года по направлению медицинского работника

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

1.Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.

2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).

3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.

Заботиться о здоровье ребенка, пока он находится в школе, должны классный руководитель, медсестра, школьный врач. Работники школы не имеют права игнорировать жалобы на здоровье учащегося, поэтому ребенок всегда получит необходимую помощь.

Программа "Здоровье школьников"

Состояние здоровья участников образовательного процесса рассматривается как один из важнейших показателей эффективности образовательной программы школы и непременный фактор получения качественного образования. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. 

Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом МБОУ  гимназии №12 г.Донецка . Для её решения в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.

 Задачи работы системы:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.

 Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
 1. Рациональная организация учебного процесса:

   - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
  - использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;
  - личностно – ориентированный подход к обучению;
  - строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  - рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
  - составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.

 2. Психологическая поддержка учащихся:
 - создание комфортного психологического климата в школе;
- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
- психологический тренинг учащихся;
 
3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
 4. Физкультурно–оздоровительная работа:

 - полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
- организация динамических пауз и часов, физкультминут на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;
- организация спортивных секций, работа социумом;
- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.

 4. Медицинское сопровождение:
 - профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
- контроль выполнения санитарных правил;
- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе  подробный анализ заболеваемости учащихся;
- ведение паспортов здоровья учащихся.
  
5. Рациональное школьное питание:
   - обеспечение рациона учащихся  с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
  - повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
  - составление 20-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.
  
6. Профилактика нарушения осанки:
   - выполнение санитарных требований к мебели;
  - физкультминутки;
  - динамические часы;
  - спортивные часы во второй половине дня

 7. Профилактика нарушения зрения:

 - рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
 - физкультминутки для зрения;
  - выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным  пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.
 
8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
   - повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
  - повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
  - привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.   

 9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
   - состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
  - необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с   учащимися;
  - оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и  инвентарём;
  - современное  оснащение школьной столовой;
  - организация качественного питания.


Документы:

В рамках пилотного проекта по здоровьесбережению школа оснащена аппаратно-программным комплексом диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО«Корвита»). Данный комплекс позволяет качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма

Информация для родителей об аппаратно-программном комплексе «АРМИС»

 Образовательное учреждение имеет аппаратно-диагностический комплекс «Армис» общей стоимостью 345770р. Данный аппарат предназначен для  предварительной доврачебной оценки и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья обучающихся. В комплект получен ноутбук стоимостью 13 028-76 и принтер стоимостью 2 406-8. Данный диагностический комплекс позволит обучающимся пройти полное обследование состояния здоровья .

АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.

АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно- программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка:

  • Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
  • При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
  • Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
  • Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
  • Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
  • При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста,веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели - индекс массы тела и индекс силы.

По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические. Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.